Научно-производственное объединение «Винт». Опыт использования преобразователей частоты Веспер

Научно-производственное объединение “Винт” (в настоящее время, состоящее из Головного филиала НПО “Винт” и филиала Опытный завод “Вега” ОАО “Центр судоремонта “Звездочка”) является представителем отечественного наукоемкого и высокотехнологичного производства. Основная тематическая направленность работ предприятия - проектирование, изготовление и испытания гребных винтов фиксированного и регулируемого шага, судовых движителей самых разных конструкций, подруливающих устройств, нагнетателей для судов на воздушной подушке. Продукция НПО “Винт” успешно эксплуатируется в более чем в 20 странах мира.

Командировка в НПО “Винт” вызывала у нас неподдельный репортерский азарт. За время написания Вестников мы повидали многое. Сейчас в России труднее найти место, где не используются преобразователи частоты Веспер, нежели отыскать обратное.

Но в этот раз нас ожидало нечто новое. Оказывается Весперы в придачу к Земным применениям еще и с не меньшим успехом ходят по морям, по волнам.

Об этом мы беседуем с директором Головного филиала НПО “Винт” Леиным Андреем Феликсовичем.

- Мы очень довольны тем, что в 2002 году создали с Веспером отечественный альянс для поставки на суда конкурентоспособного оборудования в порядке импортозамещения. К преобразователям Веспер у нас нареканий нет. Они конкурентоспособны с зарубежными аналогами по всем параметрам, в том числе по цене, простоте обслуживания, сервису. Наша совместная работа позволила нам выиграть ряд тендеров на поставку подруливающих устройств у ведущих западных поставщиков судового пропульсивного оборудования.

- Андрей Феликсович, в какие судовые механизмы вы устанавливаете преобразователи Веспер?

- До настоящего времени мы устанавливаем преобразователи частоты Веспер на подруливающие устройства. Кроме того, частотные преобразователи мы используем в составе стендового оборудования на опытном заводе “Вега”.

Вместе с Веспером мы спроектировали, разработали и внедрили более тридцати подруливающих устройств. Большой прогресс в том, что наши подруливающие устройства были сертифицированы Морским и Речным Регистром.

Без лишней скромности и с гордостью добавлю, что подруливающие устройства такого типа в России были внедрены впервые.

- Поясните, пожалуйста, что такое подруливающее устройство.

- Подруливающее устройство является средством активного управления судном. Конструктивно оно представляет собой движитель, состоящий из винта, редуктора и электродвигателя, встроенного в сквозную трубу, расположенную ниже ватерлинии поперек судна от борта до борта. Оно устанавливается в носовой части или одновременно в носовой и кормовой частях. В трубе расположен гребной винт, который создает поток воды и за счет этого поворачивает судно. Главным назначением подруливающего устройства является повышение маневренности.

Так вот, гребным винтом подруливающего устройства надо управлять - изменять скорость и направление его вращения, чтобы судно могло плавно разворачиваться в нужную сторону.

Для управления винтом ранее использовались сложные гидравлические системы. К тому же они не позволяли плавно изменять тягу винта и не отличались высокой надежностью.

Основу разработанного нами подруливающего устройства составляет винт фиксированного шага с приводом от асинхронного двигателя. Скоростью вращения двигателя управляет современный преобразователь частоты.

- И какие преимущества дает применение преобразователя частоты?

- Оценивать нужно комплексно, а не только преобразователь частоты.

Преобразователь позволяет плавно регулировать скорость вращения и тягу винта. Он обеспечивает реверс, плавный пуск и останов электропривода винта. Это позволяет судоводителю управлять маневрированием судна быстрее и точнее. Немаловажно, что при уменьшении скорости вращения пропорционально ей снижается потребление электроэнергии от судовой сети. При ограниченных мощностях это весьма ощутимо. Плавный пуск и останов электропривода устраняют пиковые нагрузки на судовую сеть. Ранее при пуске приходилось отключать другие бортовые потребители. И на механическую часть привода ударные нагрузки снижаются.

Использование преобразователя частоты позволило установить винт фиксированного шага. Он намного проще, чем применяемые ранее винты регулируемого шага. Стоимость его изготовления меньше и надежность работы выше. Величина тяги винта фиксированного шага, рассчитанного на такой же режим работы как винт регулируемого шага на 3 - 5% больше. С экономической стороны - обслуживание и ремонт винта фиксированного шага проще и дешевле.

Суда, оборудованные новыми подруливающими устройствами, становятся более маневренными при швартовке, тралении, проходе узкостей. Существенно снижается вероятность столкновений судов. В итоге уменьшаются время разгрузки, погрузки судна - это вновь экономика и деньги.

- А каким же образом осуществляется сервис и ремонт преобразователей?

- С сервисным обслуживанием справляются судовые специалисты без проблем.

Серьезных отказов за время эксплуатации практически не возникало. Если и случалось что, то специалисты Веспера прибывали быстро и в любую точку. Простоев судов из-за неисправности преобразователей не было.

- Традиционный вопрос, каковы планы по дальнейшему сотрудничеству?

- Мы заняли свою нишу на рынке, и уходить оттуда не планируем. Разрабатываем новые модели подруливающих устройств. Расширяем их диапазон мощностей до 400 - 1000 кВт. Сегодня наше предприятие выигрывает тендеры по судостроению у ведущих мировых компаний. Планируются поставки подруливающих устройств за границу в рамках создаваемого совместного предприятия между ОАО “Объединенная судостроительная корпорация” и компанией Wartsila (Финляндия).